Описание
Этот особняк поражает холодной красотой и необычностью фасадов, виртуозным исполнением немногочисленных деталей, мощной пластикой форм в сочетании с изысканной графикой модерна. Главный дом компактно и рационально спланирован. Вход, как обычно в шехтелевских домах, расположен сбоку, по правому фасаду. Из небольшого, отделанного деревянными панелями вестибюля посетитель попадает в холл, которому отведена роль ядра композиции. Окно-витраж, формирующее лицевой фасад особняка, освещает холл с высотой потолков двенадцать метров ровным рассеянным светом. Расположенный напротив гигантский камин повторяет форму арки окна, являясь как бы перспективно сокращенной его проекцией-тенью. По обе стороны камина – две двери: в кабинет хозяина и на площадку лестницы. Две двери расположены и на входной стене – из вестибюля и в столовую. На противоположной входу стене – дверь в комнаты хозяйки: нанизанные на одну ось гостиную, кабинет, спальню, гардероб и ванную. Эта часть дома имеет свой выход в сад по левому фасаду. Из столовой через небольшое помещение буфетной также можно выйти во двор. Кроме парадной лестницы на второй этаж, где расположены три детские, учебная комната и помещения для гувернанток, имеется еще одна изысканной спиралевидной формы лестница, на которую можно попасть из вестибюля и столовой.
Верхняя часть стен холла (нижняя была обшита деревянными панелями) предназначалась по замыслу архитектора для живописи – фреска была заказана художнику В.Э. Борисову-Мусатову. Живопись предполагалась и в столовой. Архитектор разработал два варианта включения ее в интерьер, расположив горизонтальную композицию над оформленным конструкцией буфета камином, против лежачего окна столовой. В столовой была выполнена по периметру стен, в верхней их части, декоративная живопись в виде стилизованного геометрического орнамента по стенам. Роль живописной декорации в нем исполняет резная деревянная решетка, выполненная в природных формах, напоминающих округлые кроны итальянских пиний.
После национализации особняк Дерожинской недолгое время занимал внешкольный отдел Наркомпроса, с 1921 года здесь проживали делегаты III Конгресса Коминтерна. С конца 1920-х до начала 1930-х в доме располагалась Китайская миссия, которую сменили представительства Узбекской, Туркменской и Таджикской ССР. С 1959 года особняк является постоянной резиденцией послов Австралии. В 2009–2013 годах в доме прошла реставрация: восстановили потолочные росписи и мозаичные полы, деревянные панели тонировали в темный цвет, а мусатовская роспись в холле была «реконструирована» по эскизам художника.
Верхняя часть стен холла (нижняя была обшита деревянными панелями) предназначалась по замыслу архитектора для живописи – фреска была заказана художнику В.Э. Борисову-Мусатову. Живопись предполагалась и в столовой. Архитектор разработал два варианта включения ее в интерьер, расположив горизонтальную композицию над оформленным конструкцией буфета камином, против лежачего окна столовой. В столовой была выполнена по периметру стен, в верхней их части, декоративная живопись в виде стилизованного геометрического орнамента по стенам. Роль живописной декорации в нем исполняет резная деревянная решетка, выполненная в природных формах, напоминающих округлые кроны итальянских пиний.
После национализации особняк Дерожинской недолгое время занимал внешкольный отдел Наркомпроса, с 1921 года здесь проживали делегаты III Конгресса Коминтерна. С конца 1920-х до начала 1930-х в доме располагалась Китайская миссия, которую сменили представительства Узбекской, Туркменской и Таджикской ССР. С 1959 года особняк является постоянной резиденцией послов Австралии. В 2009–2013 годах в доме прошла реставрация: восстановили потолочные росписи и мозаичные полы, деревянные панели тонировали в темный цвет, а мусатовская роспись в холле была «реконструирована» по эскизам художника.