Смольный монастырь. Вид со стороны входа....
Смольный монастырь. Общий вид...
Смольный монастырь. Общий вид и генеральный план...
Смольный монастырь. Общий вид...
Модель Смольного монастыря...
Найти:
Объекты:
Архитекторы:
Коллекция музея:
Термины:
Воскресенский девичий Смольный монастырь в Санкт-Петербурге
Изображения
Коллекция музея
Стиль:
Барокко
Дата:
1748 - 1765
Адрес:
Санкт-Петербург
А. Дюран, фигуры О. Раффе
Смольный монастырь. Вид со стороны входа.
1839
Литография
Печать О. Бри. Издание братьев Гийо
РIII-6862
Пропорции зданий сильно искажены. Тем не менее, эта литография представляет большой интерес, поскольку на ней запечатлены ампирные корпуса келий при въезде в монастырь. Они появились после перестройки комплекса по проекту В. П. Стасова в 1-й половине XIX века. Уже в середине XIX века фасады келий вновь были переделаны в необарочном духе (архитектор П. И. Таманский).
Ф. Перро
Смольный монастырь. Общий вид
1-я половина XIX в
Гравюра
Издание И. Х. Дациаро
44,7×61,0
PIII-6269
Смольный монастырь. Общий вид и генеральный план
XIX в.
Офорт, резец
43,8×33,3
PIII-5961
Ансамбль монастыря изображен с восточной стороны. На плане помимо монастыря показан комплекс Смольного института, построенный Д. Кваренги. Вместо парадных корпусов при въезде в монастырь обозначена колокольня — в соответствии с первоначальным проектом. В реальности колокольни на этом месте никогда не было.
М. Чураков
Смольный монастырь. Общий вид
1970-е гг.
Негатив. Ч/б. Пленка
6×9
V-41317
Модель Смольного монастыря
Начало ХХ в.
Репродукция. Негатив. Ч/б. Стекло
18×24
V-4383
Описание
Монастырь был заложен в 1748 году по повелению императрицы Елизаветы Петровны. Он должен был стать главным женским монастырем Санкт-Петербурга, в пару мужскому Александро-Невскому монастырю, основанному Петром I. Сохранилась деревянная модель Смольного монастыря, выполненная в мастерской Ф. Б. Растрелли и дающая хорошее представление о замысле зодчего (ныне в собрании музея Академии Художеств).
В центре монастырского комплекса находится монументальный пятиглавый Воскресенский собор. В середине XVIII века он был крупнейшим купольным зданием в России. Устройство пяти глав в духе древнерусского зодчества было требованием самой императрицы, пожелавшей, чтобы соборная церковь «была снаружи и внутри с приличным греческой [т. е. православной] церкви украшением». По четырем сторонам собора располагаются протяженные здания келий, а в угловых корпусах — четыре малых церкви. При въезде в монастырь должна была возвышаться грандиозная 6-ярусная 140-метровая колокольня.
Хотя вчерне комплекс был готов уже в конце 1750-х годов, к его внутренней отделке из-за значительных военных расходов по причине вступления России в Семилетнюю войну не могли приступить еще несколько лет. В 1762—1764 годах здания монастыря достраивал архитектор Ю. М. Фельтен. Им была завершена внутренняя отделка некоторых помещений и двух угловых церквей по проекту Ф. Б. Растрелли. К сожалению, церкви сильно пострадали в советский период, лишившись первоначальных иконостасов.
Отделка интерьеров Воскресенского собора и фасадов келий у парадного входа в монастырь была завершена лишь в XIX веке.