Церковь Никиты Мученика на Старой Басманной. Окно первого яр...
Церковь Никиты Мученика на Старой Басманной. Окно второго яр...
Церковь Никиты Мученика на Старой Басманной. Крест Владимирс...
Церковь Никиты Мученика на Старой Басманной. Лепной картуш ю...
Церковь Никиты Мученика на Старой Басманной. Северный фасад....
Церковь Никиты Мученика на Старой Басманной. Капители пиляст...
Найти:
Объекты:
Архитекторы:
Коллекция музея:
Термины:
Церковь Никиты Мученика на Старой Басманной в Москве
Изображения
Коллекция музея
Стиль:
Барокко
Дата:
1745 - 1751
Адрес:
Москва
Северный фасад. Проект реставрации. 1960-е гг.
Н.Д. Недович, Н. Покусаева
Церковь Никиты Мученика на Старой Басманной. Окно первого яруса Владимирского придела (фасад, разрез). Обмерный чертеж
1960
Бумага, тушь
83,2х59,2
Р V-7606/2
Н.Д. Недович, Н. Покусаева
Церковь Никиты Мученика на Старой Басманной. Окно второго яруса Владимирского придела (фасад, разрез). Обмерный чертеж
1960
Бумага, тушь
83,2х58,2
Р V-7606/6
Н.Д. Недович, Ю. Тевосян
Церковь Никиты Мученика на Старой Басманной. Крест Владимирского придела. Западный фасад и каркас. Шаблоны деталей. Обмерный чертеж
1959
Бумага, тушь
59,5х83,5
Р V-7608/1
Н.Д. Недович
Церковь Никиты Мученика на Старой Басманной. Лепной картуш южного фасада верхнего яруса колокольни. Обмерный чертеж
1959-1960
Бумага, тушь
58,0х79,0
Р V-7619/11
Н.Д. Недович (проект), Ю.К. Семенов (чертеж)
Церковь Никиты Мученика на Старой Басманной. Северный фасад. Проект реставрации
1960-е
Бумага, тушь, карандаш, гуашь
64,5х110,0
Р V-7600
Н.Д. Недович, Л.П. Левченко
Церковь Никиты Мученика на Старой Басманной. Капители пилястр второго яруса Владимирского придела. Обмерный чертеж
1960-е
Бумага, тушь
59,8х83,2
Р V-7603/1
Описание
Строительство храма было завершено в 1751 году. Имя архитектора неизвестно. На основании стилистических признаков некоторые специалисты относят церковь к кругу построек Дмитрия Ухтомского.
Ансамбль церкви решен как группа развернутых вдоль улицы самостоятельных объемов. Главный храм представляет собой массивный двухъярусный восьмерик. С востока и запада к нему примыкают обширные алтарь и притвор. Стены храма декорированы сдвоенными пилястрами композитного ордера. Боковые входы были отмечены тосканскими портиками (сохранился только портик с южной стороны). Двухсветная трапезная производит впечатление отдельно стоящего гражданского здания. Обработка ее фасадов носит плоскостный характер, объем трапезной перекрыт высокой барочной кровлей с переломами. Трехъярусная колокольня украшена спаренными колоннами и пилястрами, несущими разорванные фронтоны и сильно выступающие карнизы, венчается невысоким шпилем.
Главный храм некогда был полностью изолирован от трапезной. В его интерьере сохранилась подлинная барочная лепнина. Иконостас демонтирован в советский период, ныне восстановлен в формах, близких к первоначальным, с использованием подлинных фрагментов из собрания Музея архитектуры. Разобранная церковная ограда восстановлена в 1990-х годах. Тогда же купол главного храма получил существующее сплошное золочение.