Церковь Вознесения за Серпуховскими воротами. Разрез. Обмерн...
Церковь Вознесения за Серпуховскими воротами. Фрагмент и сеч...
Церковь Вознесения за Серпуховскими воротами. Северный и вос...
Найти:
Объекты:
Архитекторы:
Коллекция музея:
Термины:
Церковь Вознесения за Серпуховскими воротами в Москве
Изображения
Коллекция музея
Стиль:
Барокко
Дата:
1709 - 1762
Адрес:
Москва
Северный и восточный фасады. Обмерный чертеж фиксирует состояние церкви на 1961 год — без колокольни и фонарика на световом восьмерике.
А.В. Ох
Церковь Вознесения за Серпуховскими воротами. Разрез. Обмерный чертеж
1961
Бумага, тушь
74,5х50,0
Р V-7420
На чертеже показаны внутренние перекрытия, возведенные в советское время.
А.С. Алтухов, Тимофеева
Церковь Вознесения за Серпуховскими воротами. Фрагмент и сечения деталей верхней части восьмерика. Обмерный чертеж
1961
Бумага, тушь
59,5х83,0
Р V-7421/5
А.С. Алтухов
Церковь Вознесения за Серпуховскими воротами. Северный и восточный фасады. Обмерный чертеж
1961
Бумага, тушь
79,5х119,3
Р V-7419
Чертеж фиксирует состояние церкви на 1961 год — без колокольни и фонарика на световом восьмерике.
Описание
Каменная церковь была заложена в 1709 году на средства царевича Алексея, сына Петра I. Ко времени бегства царевича за границу и его гибели в 1718 году церковь была возведена примерно до половины высоты. В таком виде она пребывала вплоть до 1756 года, когда строительство возобновилось. Освящение верхнего храма состоялось в 1762 году.
Монументальный храм представляет в плане равноконечный крест. Храм поднят на высокий прямоугольный подклет, в котором располагается нижняя церковь с тремя приделами, и окружен открытой обходной галереей. Над основным объемом храма возвышается световой восьмерик, увенчанный главкой на восьмигранном барабане. Стены основного объема и восьмерика декорированы спаренными пилястрами, причем часть белокаменных капителей не имеет резьбы — ее так и не успели выполнить при строительстве. Несмотря на значительный перерыв в возведении храма, он, вероятно, от начала и до конца выполнен по одному проекту. Примечательно, что световой восьмерик в точности повторяет формы венчающей части несохранившегося собора Варсонофьевского монастыря. На рубеже XVIII—XIX веков к церкви была пристроена колокольня, выдержанная в формах классицизма, и, несколько позднее, — трапезная. Храм сильно пострадал в советское время: была снесена колокольня, полностью утрачены интерьеры. Ныне храм восстановлен в первоначальных формах.