Церковь Михаила Архангела (Свирская)...
Церковь Михаила Архангела (Свирская)...
Церковь Михаила Архангела (Свирская)...
Церковь Михаила Архангела (Свирская)...
Церковь Михаила Архангела (Свирская)...
Церковь Михаила Архангела (Свирская)...
Найти:
Объекты:
Архитекторы:
Коллекция музея:
Термины:
Церковь Михаила Архангела (Свирская)
Изображения
Коллекция музея
Дата:
1180 - 1190
Адрес:
Смоленск
Вид с юго-запада. Фото А. Украинцева 2007 года.
Церковь Михаила Архангела (Свирская)
Фото начала XX века
Фотография
Стекло
13х18
V-17880
Вид с юго-востока
А.Г. Чиняков
Церковь Михаила Архангела (Свирская)
1950-е
Фотография
Пленка
6х9
V-48753
Вид с юго-запада
П.В. Клепиков
Церковь Михаила Архангела (Свирская)
1949
Фотография
Пленка
9х12
ГУОП-8627
Вид с юго-востока
Н.И. Брунов
Церковь Михаила Архангела (Свирская)
1950
Фотография
Стекло
9х12
VIII-20853
Интерьер
М.Г. Каверзнев
Церковь Михаила Архангела (Свирская)
1952
Фотография
Пленка
6х9
V-33078
Вид на своды.
Церковь Михаила Архангела (Свирская)
1954
Чертеж
Калька, тушь
45х40
Арх.-2535/1
Копия с обмера А.С. Фуфаева
Описание
Церковь Михаила Архангела (Свирская) в Смоленске, созданная, вероятно в 1180-1190-е годы, уникальный памятник древнерусского зодчества, новаторские формы которой определили основное направление развития архитектуры в западно-русских землях. Она также стала прообразом для церкви Параскевы Пятницы в Новгороде, которая была возведена смоленскими мастерами, посетившими Новгород по приглашению новгородских купцов.
Церковь Михаила Архангела, обладающая повышенными пропорциями, представляет собой четырехстолпный крестово-купольный одноглавый храм с дополнительным пространством вимы между восточными подкупольными столбами и алтарной зоной. Фасады четверика имели трехлопастное завершение, форма которого повторялась в декоративных трехлопастных арках у основания барабана. К северному, западному и южному фасадам примыкают три высокие притвора, придающие крестообразность объемно-пространственной композиции. Необычно устроенная алтарная часть четверика состоит из центральной повышенной апсиды и дьяконника и жертвенника, которые имеют вид пониженных угловых выступов по сторонам апсиды. Высота боковых алтарных выступов соотнесена с высотой притворов. Необычные вертикальные членения, имитирующие готические «пучки» колонок, скрывают углы четверика и притворов, а также используются для разделений фасадов на прясла. В декоре присутствуют традиционные двухуступчатые ниши, выложенные из кирпича кресты, аркатурный фриз, отделяющий верхнюю часть центральных прясел, а также «бровки» над окнами.